Previous Entry Share Next Entry
Маленький лесной народец.
antonapostol





Когда-то, давным-давно, на Земле жили в большом количестве гномы и всяческие прочие лесные эльфы, истории о которых есть почти у всех народов, населяющих эту весёлую планету. Но со временем, то ли разругавшись с человеком, то ли по каким иным причинам, гномы и эльфы исчезли, навсегда скрывшись в своих подземных царствах, либо перейдя в другое, доступное только им, измерение. Но небольшая их часть не укрылась от человека, а, наоборот, породнилась с ним. И их потомки живут в нашем мире по сей день. Это и есть современные пигмеи экваториальной Африки, в частности, вот, Руанды.

Про происхождение пигмеев от эльфов это на самом деле, конечно, моя фантазия. Но подобная мысль независимо от автора пришла в голову и известному знатоку Африки Роману ugandan Кашигину, наблюдавшему пигмеев в разных странах более чем достаточно. Это говорит о её как минимум праве на существование в качестве гипотезы, пусть и фантастической. Судите сами – живут пигмеи тоже в лесу, населяли они эту землю задолго до появления тут других, более “обычных” народов (в случае Руанды – хуту и тутси) и с чужими общались и смешивались не очень охотно. Своим видом они весьма похожи на предполагаемых своих предков эльфов и гномов, очень низки ростом, и меня удивили оттопыренные уши у некоторых руандийских пигмеев (например, на фото 13,21,25) – точно такие, какие обычно рисуют у ирландских лепреконов. Сбоку эти уши, правда, не остроконечные, но спереди сходство несомненно.

Впрочем, как рассказали местные, главный отличительный внешний признак пигмея это его нос. Ибо низкого роста может случиться быть и не пигмею, и, наоборот, пигмей может более-менее вырасти. Но только у них такие носы – массивные и широкие внизу, с очень низкой и невероятно широкой же, словно опухшей, переносицей. У нас принято считать, что у всех африканцев носы широкие и плоские, но я уверен, что на месте любой человек быстро научится визуально отличать пигмейский нос от иных африканских носов. Так что бывает нос кавказский, а бывает нос пигмейский.

Руандийские пигмеи на языке киньяруанда называются “умутва́” (umutwa) в единственном числе и “абатва́” (abatwa) во множественном, поэтому в европейских языках их называние стало “тва”, поскольку “уму-” и “аба-“ это просто приставки, выражающие число. А слово “абатва” очень уж похоже на русское “ботва” и фактически пигмеи и были раньше ботвой общества, находясь на низшей ступеньке социальной лестницы, после аристократов тутси и мужиков хуту. Говорят, что в соседнем ДР Конго печально известный диктатор Мобуту даже охотился на тамошних пигмеев как на дичь.

Так что стать и манеру держаться, присущие их эльфийским предкам, пигмеи всяко утратили. Языка у них своего тоже не сохранилось нигде, кроме разве что Центрально-Африканской Республики. Хотя, по словам моих знакомых руандийцев, при говорении на киньяруанде пигмеям присущ некоторый специфический акцент.

Согласно политике Руанды после геноцида, национальности (а по сути, хуту и тутси были даже и не национальности, а касты) теперь отменены и слова “тва”, “хуту” и “тутси”, употреблять нельзя. Но часто бывает нужно всё-таки как-то тва обозначить. Поэтому используют для них другой термин – “абасангвабута́ка” (abasangwabutaka), означающий “обнаруженные на земле”, подразумевая, что хуту и впоследствии тутси, которые на территорию сегодняшней Руанды мигрировали извне, обнаружили тва, уже живших там испокон веков. И ещё более заковыристое название есть – “абахедже́джве инью́ма намате́ка” (abahejejwe inyuma namateka), что примерно значит “находящиеся на более ранней стадии в истории”, но без обидного оттенка.

Впрочем, пигмеев всегда было немного в общей массе, и сейчас их в Руанде всего около 1% населения.

Современные тва в лесу уже не живут, по крайней мере не в Руанде. Переселили их в города, построив дома за казённый счёт. Раньше их дети в школы не ходили вообще, а теперь все ходят. Помимо того, пигмеям, например, выдаются льготные кредиты на покупку коровы. Даже, говорят, что один министерский портфель закреплён за представителем народа, “обнаруженного на земле”. Не знаю какой именно из министров сейчас тва, но было бы символично, если б это был министр природных ресурсов и лесного хозяйства, или как он в Руанде называется. Среди тва есть также и успешные бизнесмены и один весьма известный христианский пастор.

Помимо, однако, эльфов, нельзя не заметить сходства пигмеев и с таким более нам знакомым народом как цыгане в классическом о них представлении. Но уже не по внешности, а по образу жизни. Пигмеи в целом (ну кроме, конечно, министра) не проявляют особой склонности к работе, внутри дома у них совершенно пусто (в том доме, куда заходили, видели только пару лавок и одеяла на бетонном полу, и всё, даже матрацев или каких-то подстилок не было, фото 19), а пигмейские мужики как правило находятся вообще непонятно где. Кругом одни дети и бабы, которые нередко ходят по людным местам и просят милостыню (фото 11, 12, 17). Тва, в отличие от цыган, далеко не кочуют, но в пределах своего населённого пункта на месте почти не сидят, циркулируя туда-сюда. Кстати, когда они жили в лесу, то примерно так и кочевали – не очень далеко, но постоянно внутри определённой территории.

Но есть и положительные стороны у этой тва-цыганщины, подобно тому, как цыгане славятся своими кузнецами, пигмеи в Руанде известны как хорошие мастера в области некоторых ремёсел – в первую очередь в гончарном деле (фото 1-4, 6, 10).

Как и цыгане, пигмеи очень музыкальны, даже на фоне и без того музыкальной Африки. Всемирно известны (ну, среди знатоков, конечно) традиционные пигмейсике многоголосые песни того же вокального типа, что альпийские йодли (да-да, именно баварско-тирольские йодли), состоящие из гласных звуков без слов, которых, к сожалению, мне вживую пока услышать не довелось, ибо они больше в сопредельных с Руандой странах, но на Ютюбе такие найти можно. И когда пигмеи поют, то Тироль молчит и слушает. Причём, по мнению некоторых профессиональных исследователей фольклорной музыки пигмейские песни это ни больше ни меньше чем протомузыка всего человечества. Так пели тогда, когда музыка уже была, а языка, то есть, слов у песен, ещё не было. А пигмеи поют так до сих пор. Впрочем, не они одни, бушмены тоже.

Пигмейские музыканты и танцоры были востребованы и при дворе руандийских королей, но там музыка была уже иная, например, эпические песни под инангу, про которую я отдельно расскажу.

Кстати, есть вот такой миф о происхождении хуту, тутси и тва, оправдывающий их историческое социальное неравенство. У божества, или кто он там был, по имени Кигва, который являлся праотцом всех руандийцев, было три сына – Гатва, Гахуту и Гатутси. Отец выдал каждому из них по кувшину молока (а в Руанде очень любят и ценят молоко и сейчас) и велел их охранять. Гатва взял да, недолго думая, и выпил своё молоко (ну, цыган же), Гахуту уснул и во сне разбил кувшин, и только Гатутси своё молоко сохранил в целости. Поэтому Кигва назначил своим наследником и скотовладельцем Гатутси, Гахуту слугой ему, а Гатва оказался вообще не при делах, став ботвой общества.

Но сейчас, как мы видим, полное равенство и все три брата равны.

Ну вот такой получился немаленький рассказ про маленький лесной народец, руандийских пигмеев тва, которые в лесу больше и не живут. И уже они и не ботва, и я уверен, что всё у них будет хорошо. На свой кувшин молока в нынешней Руанде каждый человек имеет право независимо от того, маленький ли он эльф-тва или двухметровый баскетболист-тутси.




1. Гончары тва. Кигали.



2. Сосуды, которые они делают. На переднем плане необожжённые, на заднем обожжённые. Кигали.



3. Поделки из глины. Кигали.



4. Ещё поделки из глины. Кигали.



5. Дети тва. Кигали.



6. Гончары тва, занятые обжигом. Кигали.



7. Хлопец тва. Кигали.



8. Два мужчины: тва и не тва. Хорошо видна разница в росте. Кигали.



9. Женщина тва с ребёнком и рука автора. Кигали.



10. Гончар тва. Кигали.



11. Женщина тва. Кибехо.



12. Женщина тва с ребёнком. Кибехо.



13. Девочка тва. Кибехо.



14. Женщина тва. Кибехо.



15. Бабушка тва. Кибехо.



16. Пацанчик тва. Кибехо.



17. Женщина тва с ребёнком. Ну чистые цыгане. Кибехо.



18. Тва около дома. Ньямата.



19. Внутри дома тва. Ньямата.



20. Опять тва у дома. Ньямата.



21. В кабаке. Ньямата.



22. Замес глины. Ньямата.



23. Дети тва играют в классики. Ньямата.



24. Дети тва. Ньямата.



25. Женщины тва несут воду. Ньямата.





Автор выражает благодарность Соланж, а также замечательной художнице irina_gurova, нарисовавшей иллюстрацию к этой заметке.

Увидимся на этой весёлой планете!



promo antonapostol november 2, 2016 20:58 34
Buy for 20 tokens
И когда в океан ввечеру Погрузится небесное око, Рыболовов из племени кру Паруса забредают далёко. И про каждого слава идёт, Что отважнее нет пред бедою, Что одною рукой он спасёт И ограбит другою рукою. Николай Гумилёв, "Либерия". В Монровии есть два интересных трущобных…

  • 1
Ты, как всегда, на высоте. Глубоко копнул, я почти ничего про тва не знаю.

спасибо ) ну я ими целенаправленно интересовался, всё выспрашивал у Соланж, как ты понимаешь. А в Ньямату ездили втроём с Иляной.

Классики - игра возникающая из ниоткуда. Кто и где в них только не прыгает)

детские игры, вообще, международны ) я в Африке и вышибалы видел, и резиночки.

Привет! Меня зовут Настя.
Живу в Москве. Пишу обо всём понемножку)
Будем друЖЖить?

Очень интересно!
Хм, если бы мне достался кувшин молока, я бы тоже его немедля выпила ; ))

Да, в моем учебнике киньяруанды регулярно встречаются фразы типа "Uyu Mutwa afite inkono nyinshi" (у этого тва много горшков)

«в соседнем ДР Конго печально известный диктатор Мобуту даже охотился на тамошних пигмеев как на дичь»
Если в ЮА белые охотились на диких бушменов, почему бы в Конго негру не поохотиться на диких пигмеев? Расизм – он и в Африке расизм...

«слова “тва”, “хуту” и “тутси”, употреблять нельзя».
Жопа есть, а слова нет.

«цыгане в классическом о них представлении. Пигмеи в целом не проявляют особой склонности к работе, внутри дома у них совершенно пусто»
С цыганами не всё так однозначно... Ты не читал Джипсилилю?

«Два мужчины: тва и не тва. Хорошо видна разница в росте».
Разница в носах не видна.

Edited at 2015-04-14 03:34 pm (UTC)

теперь нет уже ни слов, ни жопы :)

Лилю читал пару раз когда-то, по крайней мере помню такую. я прекрасно понимаю, что не однозначно, даже более того, во мне самом есть цыганская кровь. Вот именно потому и написал, что "в классическом представлении" :)

про двух мужчин - там вообще лицо перекошенное на широком угле :) Впрочем у меня, действительно, нету подходящей фотки, чтоб носы были грамотно в сравнении видны. но на месте разницу реально видишь.

Утащила к себе)

(Deleted comment)
спасибо на добром слове :)

не, в тех краях кроме ЮАР я нигде не был. Но уверен, что там клёво, езжай, даже не сомневайся! Бушмены это вообще очень круто, а тем более при условии, что ты не туристом к ним. а я бушменов только на вокзале в Йоханнесбурге видел :) но даже они меня поразили.

Так интересно читать было, очень по-доброму написано. Совершенно другая жизнь.

рад, что понравилось )

Вот это да, круто!

Приглашаю вас в свой мужской журнал, в нем вы сможете узнать о мужском стиле, о досуге, секретах и успеха жизни. Для вас дорогие дамы, секреты, которые мужчины пристально скрывают от вас! Предлагаю дружбу и желаю вам успеха и счастья!

До этого поста что-то мельком читал и слышал про пигмеев, а тут сразу столько информации!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account