Previous Entry Share Next Entry
Лимпопо, Ха-Моджаджи.
antonapostol

Это псто я уже выкладывал, только тогда оно состояло из трех частей. Сейчас собрал все вместе и немного отредактировал. Потому что я хочу его закинуть на один конкурс туротчетов и посмотреть, что из этого выйдет. А если вы уже читали, то можете пропустить, мне не жалко.

Расскажу я вам про одну поездку выходного дня, которая случилась в прошлом августе. И хоть выходной был вполне обычным, поездка-то обычной не была. Ибо я тогда находился в африканском городе Йоханнесбурге и поехал со своими местными друзьями в ихнюю деревню Ха-Моджаджи.

Ну, утром встали, поехали, из Йоханнесбурга на север, в Лимпопо. Лимпопо, это приятное русскому уху слово, обозначает и провинцию, и реку. По реке как раз проходит, а точнее, протекает  граница с Ботсваной и Зимбабве. Но мы до нее не доехали, раньше свернули, в Полокване. А провинция эта раньше называлась просто Северная Провинция, а теперича – Лимпопо, видать, читало местное начальство Корнея Чуковского-то.

Ландшафт тамошний называется бушфельд. Это уже не тот фельд, что возле Йоханнесбурга, который вполне похож на Среднерусскую равнину, а почти что саванна. По нему тут алоэ и колючие груши в основном растут. Деревья тоже какие-то есть, все больше зонтичные, но против алоэ они явно не тянут. А алоэ-то здоровые, похожи, как у нас в горшках на окнах, но больше намного.  Сама верхушка зеленая, а снизу к ней как бы пальмовый ствол приделан.

Мне, когда маленький был, бабушка алоэ нос закапывала, когда насморк. Я друзьям местным своим про это рассказал, они ответили примерно так: “Бабушки всегда умны”. А бабушка это растение называла “столетник”.  А на Мадагаскаре, помнится, нам говорили, что детям соком алоэ палец мажут, чтоб отучить этот палец сосать, горько же.

Колючая груша вот тоже интересное растение, это его местные называют так, не знаю, как по-научному будет. Груша эта никакая ни груша, а вроде кактуса, а плоды, говорят, на гуаву похожи, да не сильно вкусные. Вкусные – невкусные, я все равно не попробовал, ибо сейчас не сезон, нет их.

Потом горы идут, а в них село по имени Сион-город Мория  (Zion City Moria), где находится главная церковь христиан-сионистов, как их называют, есть тут такие. Сама церковь от дороги горой закрыта, а на этой горе большая звезда нарисована – это ихний символ.  И эти самые сионисты такие звезды как у американских шерифов на груди носят по всей южной Африке.

Так что, если встретите в Африке человека с железной звездой на груди – не бойтесь, что он шериф и вас арестует, или там повстанец какой, скорее всего, он просто сионист.

Ну, не стали мы заезжать к сионистам и в скорости прибыли в Ха-Моджаджи (Ga-Modjadji). Ха – значит “место”, а Моджаджи – это клан педи и так ихнюю королеву звали, которая, говорят, умела дождь вызывать. Педи – это северные суту, а не те суту, что в Лесото. А северные суту – это те самые мои друзья, с которыми я и поехал в эту самую Ха-Моджаджи.

Их два брата и две сестры, но один брат не поехал, и получилось, что я как бы вместо него. Значит, я тоже стал немного педи. Ха-Моджаджи – это их историческая родина, такая у всех почти горожан есть, когда приезжаешь в деревню – а там половина – твои родственники, которых и не всех знаешь даже. “Вон, видишь, мужичонка выпимши идет? Это двоюродный брат нашей бабушки”. Вот как-то так, деревня она ведь и в Африке деревня.

А бабка у них одна там есть – хранитель местных традиций, все шутки-прибаутки знает, и на лекопе играет. Пошли к ней, ибо у них есть к каждому имени специальный хвалебный стих, и они хотели для своих имен узнать. У нас русских-то – это все больше дразнилки, как про меня, например: “Антошка, Антошка, пойдем копать картошку”. А у них, выходит, наоборот – хвалилки.

Покуда до бабки дошли, встретились с хлопцами на улице, они играли в кости и пили сорговое пиво, которое там все сами делают. Говорят мне: “Эй, чувак, ну-ка, подбрось кости”. Но я не стал рисковать, небось, методы наших наперсточников знаю. Но соргопивом угостился. Пиво это кисло-сладкое и брагой отдает, но пить вполне можно.

К бабке пришли, она сидела во дворе и тоже пила соргопиво с подругами. У нее пиво было заметно лучше, чем у хлопцев-то. Но лекопе я так и не услышал, говорит: “Далеко его засунула, доставать долго”. Ну и ладно, может в другой раз. Хвалилки зато рассказала и еще много чего интересного, все много смеялись, но все на их языке, причем у них и диалект-то свой специальный, кхелобеду называется. А сами люди, кто на нем говорит, называются – балобеду.

Про еду вот теперь расскажу, кормили нас хозяева хорошо, на гарнир давали всегда пап. Пап – это мамалыга местная. Она белая, так как кукуруза у них белая, а не желтая, так что с виду как густая манная каша. Я когда в первый раз увидал, так и подумал, что манка. А едят руками всегда. 
В первый день с ней ели мясо, сосиски местные, печенку и курицу из KFC. Таки и до них западная цивилизация дошла в виде KFC, не без этого. Назавтра хозяева смотрят, все нормально идет, дык сварили коровий желудок. Нормально, вкусно. И шпинат у них вкусный, не то пресное месиво, как обычно его у нас готовят. 

А вместо соленых огурцов – соленое манго, мне очень понравилось, они его зеленым срывают и солят в масле. Еще тут термитов сушеных едят и червей с дерева мопане варят, говорят, похоже на креветок, но, опять же, не сезон сейчас, не попробовал. Они говорят: “Наши-то червей этих привыкли есть, а креветок - нет, фу, креветки - гадость морская непонятная. Вот мопане-черви – совсем другое дело”. 

Домой как стали собираться - надавали с собой кучу всяких авокад, папайи, сладкой картошки, апельсинов и мандаринов. Не магазинных, а со своего огорода все. А сладкая картошка – по-ихнему называется “мирепа”. Почти наша репа.

А хвалилки эти, что бабка рассказала, называются они “сирету” в единственном числе, “дирету” во множественном. Записали две, вот такие они:

Mosibudi
Mabalane Makhala
Naledi ya moso e kwile
E bona ke motsoha pele
Mokwa letšatši ha a ebone

Mokhadi
Letaba ho lema
O dja ho phala bašumi

Так что если вас зовут Мосибуди или Мокхади, можете пользоваться. А если Маша или Марина, то уж не обессудьте.  Первая не знаю, как переводится, мои друзья сами не смогли объяснить, говорят, там слова какие-то древние, непонятные. А у второй такой смысл, что Мокхади ест больше,  чем те, кто работает в поле. Или, в другом варианте, Мокхади ест, пока остальные работают. Там еще продолжение должно быть, но бабка-то выпимши была, дальше пока не узнали. А так вполне по-нашему. Так что я к себе ее приспособил:

Antoni
Letaba ho lema
O dja ho phala bašumi 

А на русский, пожалуй, так переведу, как раз в ответ на “Антошка, Антошка, пойдем копать картошку”:

Тили-тили, трали-вали
Я поем, как вы вскопали.

Ну, вот и история про Ха-Моджаджи вся. Так что вы покамест оценивайте мой рассказ, а я пойду-ка авокады и сладкой картошки поем.



На фото вверху - Считалочка.




Роща алоэ.




Алоэ отдельностоящие.




Колючая груша, алоэ и кусты.




Дерево.




Банановая плантация. На бананы синие пакеты надеты, говорят, это от бабуинов. Еще есть предположение, что это для ускорения созревания.




Zion City Moria.




На холме. С этой фотки начинается, собственно, Ха-Моджаджи, до этого была дорога.




Хибарка среди банановых пальм.




“Эй, чувак, ну-ка, подбрось кости”.




Домики.




Традиционный круглый дом.




На дворе.




Лимпопошный номер.




Хозяйка с родственником.




Девчата.




Соседи.




Папайя. Вот бы такая на даче росла!




Улица.




В гостях у африканской сказки, то есть у бабки-рассказчицы. Она сама слева от меня, в серо-красной шапке.



Дети.




Пришли в ларек за спичками.




Это не бомжонок, просто мама работает в магазине, где принимают стеклотару, и он вокруг гуляет. А чумазый оттого, что играл с кремом для обуви.




Чай пьем.


promo antonapostol november 2, 2016 20:58 34
Buy for 20 tokens
И когда в океан ввечеру Погрузится небесное око, Рыболовов из племени кру Паруса забредают далёко. И про каждого слава идёт, Что отважнее нет пред бедою, Что одною рукой он спасёт И ограбит другою рукою. Николай Гумилёв, "Либерия". В Монровии есть два интересных трущобных…

  • 1
Переименовали, значит, Северную провинцию... Я-то только в Мпумаланге был, да в метрополиях - Претории и Джобурге. Но места очень узнаваемые.
Колючая груша - это опунция? http://ukusi.com/wp-content/uploads/2010/04/ficus-indica.jpg Дурацкий фрукт, костлявый и невкусный. Хотя в сезон его везде продают, даже на Кипре и в Сирии.
Из южноафриканской экзотики мне больше понравились плоды стрихноса (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BD%D0%BE%D1%81_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D0%B9), шарообразные, с деревянной кожурой и мякотью, похожей на мороженое яблоко. Дерьмо, конечно, но прикольное. В мозамбике из кожуры стрихноса делают маракасы и свистульки типа окарин.

Да, там все подряд переименовали. Причем указатели местами еще не поменяли, что может ввести в заблуждение приезжего. Карта у нас тоже называлась "Северная Провинция".
Про опунцию не могу точно сказать. В тот сезон не было плодов. Но само дерево, кажись другое. Стрихносов, вроде, тоже, не видал, хоть это от Мозамбика-то недалеко. Видать, тоже не сезон. Все больше по манго и папайе.

Детки очаровательны)) я соленое манго пробовала во Вьетнаме-спецефично и не особо вкусно

там такой был как в Тае, на который специи сыпят? Если да, то к них немного другой.

у нас тоже пакеты на бананы надевают. говорят, как-то это способствует созреванию. ну да я не специалист в агротехнике

Кстати, грамотная мысль. Щас добавлю в текст. Типа мини-парники. Про бабуинов они могли и сами придумать, ибо горожане.

Какие чиксы, вау.
Хотя в дублине такого добра небось полно.
И холоднее.

Привет,Антон.

Здорово.
Там-то проще познакомиться, ибо я там белый человек по определению. А в Дублине я как бы и сам негр. Даже по сравнению с поляками )

Широко в деревне живут, молодцы, стена к стене не строятся.

Это верно, более-менее простор есть. Хотя деревня-то большая, это, собственно, даже союз деревень.

Дети и бабки хороши, а взрослые - обычные. И так почему-то везде. Дети и старики ( и ещё животные) привлекают внимание.
А у меня , говорят, прадед цыган. Здорово,ромалэ)

Кстати, а зачем негры так коротко стригутся? Им природа подарила чудесную шапочку, которая защищает от жаркого солнца, а они ею не пользуются...

если не стричься, получается именно, что шапка. За ней ухода надо много, чтоб прилично выглядела. Хотя, женщины, бывает, плетут прикольные косички. Как раз такие, за которые Мосибуди назвали нубийской принцессой. Жалко только фоток нету.

Синие пакеты - бабуинам не помеха. Скорее опыскивают чем-то, а не признаются.

так-то оно да. Было еще одно предположение, что в пакетах воровать даже удобнее.

А вот сладкий картофель не люблю: ни я, ни пацан. Хотя у нас его тут тож полно продают, ну и все остальное, что в Африке.))
А деревенька - да, приличная я бы сказал. Там, наверное, и канализация какая-никакая есть?) А как с интернетом? Хотя... Лететь до Йоханесбурга от нас приличненько - рейс прямой. Но, говорят, там очень опасно.((

если честно, я его тоже не очень люблю, так, для красного словца написал. я-то в России привык, если картофель сладкий, значит мороженый.
Канализации нету, сортир на дворе, но вполне чисто. Пожалуй даже это был самый чистый деревенский сортир, что я видел ) В Африке, да. Вода из крана идет, но я не спросил центральная или свой насос. Про локальный интернет тоже хз, но как минимум 3G есть, народ по-любому в онлайне. Дома, кстати, вполне добротные.

а что за конкурс туротчётов? А можно чуть подробнее, пожалуйста?

здесь
http://www.tvplaneta.ru/forum/index.php?showforum=16

прислали рекламу, я решил отклинуться. токо мои отчеты, кажись, не формат. А фотки не супЕр. Но я им еще про Хартум-самый-безопасный-город загоню, если не поленюсь, пусть люди знают правду.

слушай, такой прикол! Похоже, я тоже в этой деревне была, партнер мужа из Лимпопо, я была там аж в конце 2005го. Названия деревни убей не помню, но Королева Дождя - да, мы поднимались в гору, Рали (тот самый партнер мужа, в школу под деревом ходил, сейчас недвижимость туда-сюда крутит :)) хотел то ли владения той самой Рейн Куин показать, то ли еще чего, в конце концов ничего, кроме тумана молочного, я не увидела. :)
Хороший репортаж!
А еще в Рождество и Пасху дорога в Полокване и в ее окрестностях за би та машинами - все "благодаря" прихожанам этой самой син-шен церкви. Звезду серебряную на зеленой ленточке носят все, и мужчины, и женщины, а мужчины еще любят щеголять фуражкой - с этой же звездой на кокарде.

чо, мир тесен )
Рали - это типа black diamond? знаешь, да этот термин? мы в Полокване как раз были у таких в гостях. Рублевка, по-моему, отдыхает ))
А в Мории-то да, говорят чуть ли не миллион народу собирается. Как раз вот-вот должны.
И про фуражки все верно. У них еще песни свои есть, по телеку видел (вживую, правда, нет), они танцуют в этих фуражках, прикольно.

О! В Полокване будем играть матч с местными бабушками и дедушками 30 декабря :)

Прикольно! Бабушек этих видел у вас. Прямо на большом местном стадионе?
мы когда там проезжали, то был матч какого-то ЮА клуба с не помню каким из английской премьер-лиги, они в турне приезжали.

из чего они эти круглые дома строят?!

э, не спросил. но, кажись, тоже из кирпичей.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account